От сознания к созвучию (о книгах Нины Ягодинцевой "Поэтика")

Т СОЗНАНИЯ К СОЗВУЧИЮ

проводит читателей своей «Поэтики» уральский поэт Нина Ягодинцева

Поэзия – не только и не столько ремесло. Наверняка эту бесспорную от ее тривиальности мысль слышит каждый, кто начинает упражняться в стихосложении. Однако упаси Господи задуматься над нею всерьез. Ибо тогда на поиск поэтической сути придется потратить всю свою жизнь.

Поэт Нина Ягодинцева, похоже, не убереглась. Потому что, впитав эту мысль в городском литобъединении родного Магнитогорска, окончила Литературный институт и теперь участвует в творческой жизни как минимум Южного Урала не только ясными тонкими стихами, но и многолетней работой в Челябинской государственной академии культуры и искусств и различных литературных студиях. А такая работа тем более побуждает к размышлениям и кропотливому сбору их плодов.

Главным из таких плодов становится вызревающая на наших глазах серия книг под общим названием «Поэтика». Первая из них – курс лекций по философии поэтического творчества «Модели образного мышления» – издана в Челябинске в 2003 году. Вторая – речевой практикум для студий и курсов литературного мастерства «Двенадцать тайн» – вышла там же в году нынешнем и была представлена на апрельском Всероссийском совещании молодых писателей в Нижнем Тагиле, где автор руководила одним из поэтических семинаров.

В полном соответствии с обозначенным жанром книги адресованы прежде всего преподавателям и студентам творческих вузов, руководителям и участникам литературных объединений, которые вполне могут пользоваться ими в учебном процессе. «Модели» разделены на пять лекций, «Тайны» – на 300 уроков, способствующих, как заявлено в аннотации, «последовательному освоению практических возможностей русской речи и созданию действенных речевых формул». И все-таки «Поэтика» – куда больше, чем просто учебник и пособие.

«Художественное творчество – сфера не только целостного мышления, но и целостного бытия, истоки которого – в космической, духовной природе человека», – убеждена Нина Ягодинцева. И, обращаясь к сознанию, разделяя приставку и корень самого этого слова дефисом – «со-знание» – и тем самым вновь проявляя взаимосвязи, в которые неизбежно встроен любой, даже самый одинокий мыслящий человек (аналогично – «со-бытие»), автор ведет речь именно об экзистенциальных, бытийных вещах и явлениях. А потому потенциальная аудитория «Поэтики» и впрямь охватывает всех, кто так или иначе связан с литературным – да и только ли? – творчеством, задумывается о собственном предназначении и пытается ощутить и сохранить в себе цельную картину мироздания.

В этом смысле, несмотря на свой, казалось бы, исключительно прикладной характер, «Тайны» выступают абсолютно естественным продолжением «Моделей». Ведь именно язык выявляет и создает эту картину, именно он показывает, насколько со-ответствует (или нет) мирозданию душа говорящего. Исходное со-ответствие знаков языка внутреннему и внешнему со-стояниям человека, по мысли автора, и восстанавливают практические занятия, предлагаемые во второй книге «Поэтики», следуя от точного подбора знаков к построению, а затем и преобразованию основных смысловых связей.

Вполне практический – и в то же время столь же бытийный смысл – будет иметь, как ожидается, и третья книга «Поэтики» под рабочим названием «Техника безопасности». Согласитесь: даже странно, что соответствующие правила литературного труда до сих пор не сформулированы и не сведены воедино. Тем более, когда речь идет не о простом ремесле.

Андрей РАСТОРГУЕВ.

Ягодинцева Нина. Поэтика: модели образного мышления. – Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2003 г.
Ягодинцева Нина. Поэтика: двенадцать тайн. – Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2005 г.

29,05.2005

К списку

Создание сайта