2016
04.10.2016
О мастер-классе в Сургуте
16.04.2016
В шкуре дик(та)тора
25.03.2016
По Екатеринбургу и о нем

2017 2015 2014

04.10.2016
О мастер-классе в Сургуте

рамках Дня поэзии, посвященного памяти поэта Петра Суханова, 29 сентября в Сургуте провел небольшой семинар, который организаторы назвали мастер-классом по стихосложению. Поскольку модное нынче название как бы провоцировало на позицию мэтра, специально начал с фразы: "Я не буду учить вас писать стихи..." Однако автор материала, вышедшего 4 октября на сайте Югра-ньюс (http://ugra-news.ru/article/04102016/37423), "не", как водится, не услышала. И многое другое изложила весьма вольно. Так что прошу отнестись к воспроизводимому тексту как весьма вольному пересказу, хотя канва в целом изложена верно.

Известный поэт и литературный критик устроил разбор полетов молодым сургутским авторам

Автор текста:
Илюза Хафизова

В Сургуте прошел День поэзии, посвященный памяти лирика Петра Суханова. В этот день в Центральной библиотеке было непривычно шумно, участники как никогда эмоционально обсуждали вопросы современной поэзии. Под занавес культурной программы недетские споры разгорелись на мастер-классе по стихотворчеству.

Знакомство с поэтом

«Я буду рассказывать вам, как делать стихи…» - так с ходу обозначил свою задачу ведущий практического семинара по стихосложению Андрей Расторгуев. Российский поэт, критик, журналист, он много лет работает со студентами, так что привык общаться с молодежью на одном языке. Правда, школьников в силу возраста именно это заявление немного и смутило, а вот людей постарше – наоборот. Чувство самоиронии и харизма ведущего привели возрастную часть публики в восторг. Поэт провел практическое занятие для местных авторов на основе тех стихотворений, что ему выслали из Сургута заранее. В итоге за пару часов работы Андрей Расторгуев дал молодым авторам Сургута несколько полезных и актуальных советов. Его лекция точно останется у школьников надолго в памяти.

«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет...»

В первом блоке совсем еще юные поэты – школьники - зачитали свои стихотворения на тему Великой Отечественной войны. «Какая из строчек вас зацепила?» - обращается к аудитории Андрей Расторгуев. Ответить точно так никто и не смог. И тут же ведущий семинара обозначает первую и самую большую проблему современных поэтов – поверхностность материала. Они повторяются в своих строчках, беря за основу стихи, написанные авторами другого поколения. А ведь мир изменился, и люди совершенно по-другому сейчас чувствуют эту тему. Молодые авторы пишут о том, чего сами не в полной мере понимают, стих есть, а вот смысла нет или же он совсем банальный. На самом деле это исходит из современного образования школьников, им недостаточно знаний, считает Расторгуев. В основном они черпают информацию из интернета или телевизора, так сказать - пропагандистские знания. Ведь война - это не только парад Победы, это огромный пласт истории, который нужно изучать, прежде чем об этом писать.

- Когда я прочитал эти стихотворения, мне показалось, что можно задеть эту тему. Здорово, безусловно, что многие из нас реагируют на тему войны даже через 75 лет. Вопрос для меня в том, что даже еще тридцать лет назад, когда было живо гораздо больше ветеранов, большой массив ощущений очень сильно стерся. Это я говорю как человек, который сидел среди школьников, к которым приходили ветераны. Далеко не всегда ощущал что-то, связанное с войной. Когда я пытался писать на эту тему, не получалось ничего. Учитывая молодое состояние аудитории, мне хочется пожелать всем быть оригинальными, видеть новый угол подачи, актуальный для современного общества, - резюмирует Андрей Расторгуев

Слово не воробей…

Еще одна проблема современных авторов – невнимательность к слову. Сегодня, по словам Андрея Расторгуева, поэты небрежно относятся к своему творчеству. От этого и появляется в интернете много ненастоящего. Поэт должен воспитывать в себе критика, применять к своим текстам самоцензуру. Сейчас же чаще в погоне за рифмой теряется внутреннее содержание. Многое из написанного легко можно выставлять для читателей под рубрикой «Автор жжет», так как у грамотного человека эти строчки вызовут только смех.

- Что лично я для себя отметил на предмет точности выражений в присланных стихах? Над одним я даже завис, не мог долго подобрать нужного слова, также как сам автор этого стихотворения. Это совсем не просто, но надо ставить перед собой задачу: исходя из контекста, подбирать точные слова. Ведь у нас как делают – нарифмуют что угодно и тут же отправляют в интернет, думая, что написали шедевр. Однако если мы берем на себя больше, чем просто заявить о своем существовании и умении рифмовать, то мы должны понимать, а насколько мы точно выразили мысль, образ, действие, описали состояние. Нужно всегда проверять себя, - советует российский поэт.

Что хочу, то и ворочу

И, пожалуй, самый больной вопрос лекции – современные формы стихотворения. Он вызвал немало критики со стороны ведущего семинара и еще более оживил аудиторию. Школьники встали в оппозицию взрослым. Разбирали эту проблему на примере одного из стихотворений о любви. Тут ведущий сразу отметил, что почти каждый человек в своей жизни при первой влюбленности брал в руку «перо» и начинал писать.

- Если вы можете не писать - не пишите, делайте карьеру, осваивайте профессии... Но если уж не можете, то тогда будьте любезны, изучайте культуру стиха, его основы, - попросил молодых авторов критик.
Одно из стихотворений о вечных и прекрасных чувствах Андрею Расторгуеву уж больно напомнило рэп. Он даже был уверен, что его автор девушка, которая увлекается этим направлением в музыке. Однако гипотеза не подтвердилась. В заблуждение критика привела форма стихотворения: рифма местами есть, а строка разная, ритм варьируется. Самая большая проблема молодых авторов – они нарушают все законы и каноны, по которым строится русская классическая поэзия. Как выразился один из профессоров в зале: «Это то же самое, что балерина снимет пуанты и начнет по сцене в кирзовых сапогах танцевать». Молодежь же парировала тем, что ищет новые формы. И ничто не стоит на месте, даже правила литературы меняются в новом веке.

- Молодежь отстаивает точку зрения, критерии все сбиты. То, что считалось поэзией, стихами раньше, теперь нечто другое. Кстати, не факт, что та система критериев верна сейчас. Как думает молодой автор: понравилось, не понравилось - а на все остальное плевать. Он как бы выкраивает себе в литературном пространстве место для свободы, руководствуясь примерно таким рассуждением: вот попаду в журнал, тогда и примкну к сторонникам классической литературы, начну что-то делать подходящее под их критерии, а пока я в общем-то свободен в своем творчестве. В принципе, так действовать, наверное, можно, но мне кажется, что мы говорим о другом. Лично я всегда ориентируюсь только на классическую, я бы подчеркнул – только на русскую поэзию. И в этих рамках пытаюсь искать какое-то развитие и какие-то новые формы, -прояснил спор отцов и детей Андрей Расторгуев.

В завершение урока писатель напомнил молодежи, что Россия – это богатейшая страна, которая славится во всем мире своими поэтами. Несколько поколений во всем цивилизованном мире выросло именно на классической русской поэзии, и ее законы навсегда останутся неприкосновенны. На самом деле современная музыка наложила большой отпечаток на школьников, они уже не воспринимают традиционные стихи. Они выросли на рэпе, где ритмика и рифма никакого отношение к русскому языку не имеет. Поэтому сегодня молодежи, тем, кто хочет стать будущим Есениным или Пушкиным, необходимо определять – в рамках какой культуры он будет работать. Причем слово «культура» в этом случае имеет во многом национальный оттенок. «Больше, чем афроамериканцы, мы неграми никогда не станем», -подвел итог встречи признанный поэт и критик Андрей Расторгуев.
Создание сайта